07 / 02 / 2024

Вячеслав Самодуров: «Я приветствую любой эксперимент»

«Я приветствую любой эксперимент»

 

Восьмого февраля Театр балета имени Леонида Якобсона представит новую работу Вячеслава Самодурова «598 тактов» (16+). Зрители также увидят его композицию «Озорные частушки» (6+) и цикл миниатюр «Роден» (6+). Накануне премьеры «Петербургский дневник» встретился с известным хореографом.

 

Вячеслав Владимирович, расскажите о своем новом спектакле с таким необычным названием – «598 тактов».

> Для меня всегда главное в танце – музыка, поэтому название балету я дал, отталкиваясь от партитуры Карла Филиппа Эммануила Баха. На его музыку я наткнулся случайно. И почувствовал, что она, несмотря на некую суетность, очень человеческая, приземленная. Мне это понравилось. И поскольку для меня музыка барокко – это некое безостановочное движение, в котором всегда есть ощущение полета, мне просто захотелось посчитать количество тактов. Их оказалось ровно 598.

 

Понимаю, что балет надо смотреть. Но все-таки можно сказать, о чем он?

> Вы знаете, искусство балета – это то, что ты не можешь выразить словами. А если для этого есть слова, то можно просто почитать книгу, зачем тогда смотреть танец? Мой балет про те ощущения, к которым сложно подобрать правильные значения. Про то, как человек движется от себя к другому и наоборот, про телесность.

 

Труппа, с которой вы готовили балет, разделяет ваши убеждения?

> Это уже моя вторая работа в театре, где я поставил «Озорные частушки» Родиона Щедрина (балет удостоен «Золотого софита». – Ред.). И если первый раз нам требовалось время, чтобы начать говорить на одном языке, то сейчас мы хорошо понимаем друг друга. Я могу ставить артистам любые задачи – пластические, психологические, технические. Они открыты к эксперименту, легко протягивают линию от классики к современному танцу. Мне вообще нравится работать в этом театре. Андриан (Фадеев, директор – художественный руководитель Театра балета имени Леонида Якобсона. – Ред.) молодчина, я вижу его заинтересованность в работе. Он создает для человека, который работает с его труппой, просто тепличные условия: много репетиционного времени, хорошая логистика. И атмосфера у нас на репетициях царит по-настоящему творческая.

 

В одном показе будут объединены такие разные работы: «Озорные частушки» и «598 тактов». Предпочитаете работать на контрасте?

> П о м и м о э т о г о б у д е т еще и «Роден» Леонида Якобсона, выдающегося хореографа, который во многом опередил свое время. Мне ближе именно это сочетание. Что касается «Частушек» и «598 тактов», то это действительно две контрастные истории, нечто диаметрально противоположное. Получилось что-то вроде инь и ян.

 

Совсем недавно вы ушли с поста худрука балетной труппы театра «Урал Опера Балет». Чем было вызвано такое решение?

> Пришло время сконцентрироваться на самом себе и больше внимания уделить хореографии. Я почувствовал необходимость свободы. Потому что это очень сложно – руководить труппой и одновременно ставить спектакли. После премьеры в Петербурге я поеду в Москву, в Большой театр, где буду репетировать трехактный балет по шекспировской «Буре» на новую музыку Юрия Красавина. Это очень большая работа, которую я на самом деле уже начал в октябре. Премьера назначена на июль. А вообще мой график расписан на два года вперед.

 

Четыре «Золотые маски» – весомый аргумент в вашу пользу.

> Для меня важны награды, присуждаемые профессиональными людьми. Это результат моего труда, который нелегко дается. Каждый спектакль – это новый шаг. И он всегда непрост, требует большого сосредоточения и риска, потому что я не хочу тиражировать то, что делал раньше. Мне всегда хочется встать на новую территорию. И мне важно стремление к идеалу. Вот балет «598 тактов», казалось бы, уже был закончен. Но я понял, что не окончательно удовлетворен результатом, и сегодня переделывал некоторые вещи и затягивал гайки потуже.

 

Некоторые эксперты считают, что в России дефицит хороших хореографов и педагогов. И сейчас все труднее говорить о том, что «в области балета мы впереди планеты всей». Вы согласны с этим?

> Мне очень сложно давать оценки, потому что я среди бегущих этот марафон. У нас есть и плюсы, и минусы. А хороших хореографов никогда не бывает слишком много. Но они есть, и их просто надо хотеть увидеть. Чем больше событий и имен, тем быстрее меняется сознание людей. Если раньше мы могли смотреть концерт, состоящий исключительно из классических па-де-де, то сегодня вы уже не увидите таких гала-концертов, и для них не найдется публики. Однообразие убивает. А когда есть контраст, сочетание классических и современных номеров в одной программе, это воспринимается с большим интересом.

 

Чем тогда можно объяснить феномен «Щелкунчика», на который, где бы он ни шел, не достать билетов?

> Новый год – время массового сумасшествия, когда «съедается» практически все. К тому же большинство театров делают треть, а может, и больше, бюджета именно на прокате «Щелкунчика». Хотя, на мой взгляд, возможно, имеет смысл рискнуть и попробовать перевести внимание на что-то другое. Например, в королевском театре «Ковент-Гарден» в Лондоне, где я танцевал, тоже знают, что «Щелкунчика» все хотят видеть. Но они работают с публикой. Сегодня идет «Щелкунчик», а на следующий год – «Золушка» и так далее. Они все время пытаются найти что-то новое, приучить людей к большему разнообразию. Я приветствую любой эксперимент. Театр – это живая институция, которая обязана создавать новые спектакли. Это одна из важнейших миссий, чего, может быть, не всегда хватает в нашем балете. Мне кажется, что он больше ориентирован на музейность. К сожалению, видеть привычное легче. Гораздо труднее увидеть новое. Но театры должны воспитывать публику, показывая ей самые разные спектакли.

 

Но публика тоже разная. Для одних важен сюжет, для других – балерины. Как сделать зрителя своим единомышленником?

> В России есть понятие «классика». Но все почему-то забывают, что классика когда-то тоже была современным искусством. И без уважения к современному искусству мы не оставим после себя наследия. Наша задача сейчас – не оценивать, а создавать. Время в конце концов разберется. Преходящее исчезнет. А то, что нужно, – останется. В экспериментах, даже если они не слишком удачные, нет ничего страшного. Они служат платформой для будущего.

 

Вячеслав Самодуров – заслуженный деятель искусств РФ. Четырехкратный обладатель «Золотой маски

Вячеслав Самодуров после окончания Академии русского балета имени А. Я. Вагановой был зачислен в труппу Мариинского театра, где стал премьером. В качестве премьера он работал в Национальном балете Нидерландов, королевском балете «Ковент Гарден».

120 лет со дня рождения великого хореографа ХХ века Леонида Якобсона отмечается в этом году. Коллектив, который сегодня носит его имя, балетмейстер основал в 1966 году

«Для меня балет – это искусство. Если зритель приходит в филармонию наслаждаться музыкой, то мне хочется, чтобы, приходя на балет, он наслаждался танцем. Чтобы считывал текст и музыку в совокупности. Вот что самое главное».

 

Ссылка на оригинал