07 / 11 / 2023

Николай Цискаридзе создаст свою редакцию «Щелкунчика»

     3, 4 и 5 декабря Театр балета имени Леонида Якобсона на основной сцене БДТ представит премьеру балета «Щелкунчик» в хореографической редакции народного артиста России Николая Цискаридзе.

    «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского — настоящая драгоценность мирового музыкального театра. С момента его создания прошло 130 лет, и количество хореографических версий балета не поддается счёту. Музыка, в которой композитор живо и образно воплотил трогательный мир детской души, вдохновляет постановщиков на создание спектаклей в самых разных стилях. Однако именно версия Василия Вайнонена 1934 года считается канонической и на протяжении десятилетий украшает репертуар Театра балета имени Леонида Якобсона. В этом году вдохнуть новую жизнь в этот спектакль Андриан Фадеев пригласил народного артиста России, Ректора Академии Русского балетам имени А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе.

    Андриан Фадеев, заслуженный артист России, художественный руководитель Театра балета имени Леонида Якобсона: «В начале декабря в нашем театре премьера — балет „Щелкунчик“ в редакции Николая Цискаридзе. Николай Максимович — премьер Большого театра России, признанный лучшим в мире Щелкунчиком-принцем, сегодня возглавляет Академию Русского Балета имени А. Я. Вагановой. Кто, как не он, может создать настоящий классический спектакль о волшебном мире рождественских фантазий? Для театра это честь и большая удача поработать с таким Мастером. И мы надеемся, что наш „Щелкунчик“ станет сказочным подарком петербуржцам к новогодним праздникам!»

    Николай Цискаридзе, премьер Большого театра России, народный артист России, Ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, хореограф-постановщик: «Конечно, мы создаем спектакль, на который можно отправиться всей семьëй, но моя главная задача в работе над постановкой — сделать еë такой, чтобы дети, увидев её, раз и навсегда полюбили балет. „Щелкунчик“ должен лучиться добром, красотой и обаянием. Хореографическая версия Василия Вайнонена — именно такая. В её основе — спектакль Льва Иванова, который ставился ещё при жизни Петра Ильича Чайковского. И что ещё очень важно, эта хореография учитывает традиции русского драматического театра, которые делают наш театр таким особенным».

    Татьяна Ногинова, художник по костюмам: «Для нашего спектакля хореограф выбрал бидермайер — стиль благополучной Австрии 1815—1840 годов. Поэтому, создавая эскизы костюмов, я во многом вдохновлялась живописью и графикой этого периода. Большое влияние на меня также оказали портреты аристократов кисти великого живописца-романтика, Карла Брюллова. А поскольку „Щелкунчик“ — это рождественская сказка, надо было сделать так, чтобы дети поверили в волшебство. И с одной стороны — это не сложно. У детей фантазия не ограничена, им ещë никто не рассказал про то, что существуют границы: спичечный коробок у них может стать машинкой, солонка на столе — солдатиком, а бумажная салфетка — волшебным нарядом для куклы. И я вдохновлялась этим удивительным детским талантом. Но важно понимать: чтобы дети поверили в волшебство, нужно очень честно работать, вдумчиво, глубоко, вкладывая всё своё сердце».

    Пётр Окунев, художник-постановщик: «Эстетика нашего „Щелкунчика“ эклектична. Я вырос в театре, поэтому образы петербургского и московского спектаклей в оформлении Симона Вирсаладзе впитаны мной ещё в детстве. Конечно, так или иначе, влияние оказывают все мультфильмы и фильмы, снятые по мотивам этой сказки. Но с публикой надо говорить на современном языке, поэтому мы обращаемся не только к любимым традициям, но и к приёмам, актуальным сегодня. Над оформлением спектакля мы работаем вместе с видеохудожником Вадим Дуленко, который с помощью медиатехнологий добавит к декорациям немного волшебства».