598 тактов Якобсона. В Челябинске проходит фестиваль балета
XVI Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» продолжился в Челябинске выступлениями Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона.
Челябинцы увидели три одноактных балета, с успехом идущие на петербургской сцене: «598 тактов», «Озорные частушки» и «Блестящий дивертисмент».
«598 тактов» на музыку Карла Филиппа Эммануила Баха в постановке знаменитого Вячеслава Самодурова стал громкой премьерой прошлого сезона. В настоящий момент постановка вошла в число номинантов, то есть явных претендентов, на получение Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Причем балет борется за победу в основной номинации «Лучший спектакль. Балет», и Вячеслав Самодуров претендует на «Золотую маску» в частной номинации «Лучшая работа постановщика спектакля».
Название балета соответствует точному количеству тактов в барочном фортепианном концерте № 19 Баха-сына (второго из пяти сыновей великого Иоганна Себастьяна). Как отмечает сам постановщик, в балете исследуется тема телесности человека, что может быть не так интересно широкой публике. Но постановка не выглядит скучной, каждый видит какую-то свою историю.
Хореограф Самодуров чувствует музыку барокко как некое безостановочное движение, в котором всегда есть ощущение полета. Искусство балета — это то, что невозможно выразить словами. И «598 тактов» — балет про ощущения, к которым сложно подобрать правильные определения, про то, как человек движется от себя к другому.
Некоторая церемонность хореографических решений отсылает нас к историческому периоду происхождения музыки: камзольные лакеи в напудренных париках торжественно выносят то стулья, то вазы, то канделябры и ассоциируются с неожиданно ожившим интерьером. Их степенные передвижения по планшету сцены скорее обозначают некоторые границы смысла этого хореографического высказывания постановщика.
Основные активные действия выпадают на долю семерых солистов, танец которых рассказывает то историю одного чаепития, то игривых взаимоотношений главных героев. Впрочем, назвать танцовщиков героями не получится. Характеры четко не прописаны, ярких отличий между ними не найти. Костюмы также максимально обезличивают персонажей.
— Современные балеты не имеют четкого сюжета, — размышляет премьер театра им. Л. Якобсона Андрей Сорокин. — «598 тактов» — о том, что наша жизнь проходит в быстром темпе. Мы можем не замечать друг друга, но мимолетные наши столкновения рождают какое-то взаимодействие.
«598» — это в первую очередь про танец! Легкий, виртуозный, властный, игривый и коварный. Привычных классических движений здесь минимум, танец изящно балансирует на стыке классики и современности. Велика вероятность получить «Золотую маску» за балет, но конкуренция жесткая. Один из соперников петербургского театра — «Саха Опера Балет» из Якутска с постановкой «Сияющий камень». Напомним, что этим балетом открывался XVI фестиваль танца на челябинской сцене. Кроме того, за звание лучшего балета борются еще театры из Уфы и Ростова-на-Дону. Но высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» «598 тактов» в прошлом сезоне уже отвоевал.
Вторым отделением программы театра им. Л. Якобсона стали «Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина. Также одноактный балет в постановке Вячеслава Самодурова и также в излюбленной манере одноактного бессюжетного торжества танца. Но поставленный на год раньше, чем «598 тактов». Поэтому премию «Золотой софит» успела получить и эта постановка. «Озорные частушки» театр приурочил к 90-летнему юбилею композитора Родиона Щедрина.
Манера хореографа Самодурова считывается в каждой постановке. Фрагменты традиционной классической хореографии быстро сменяются то какими-то трюковыми вещами, то быстрыми пешими передвижениями солистов по сцене. Балет выглядит абсолютно динамичной, плотной историей без пафоса и натужных размышлений. Часто действия танцовщиков выглядят несимметричными, несинхронными, но невероятно гармонично сочетающимися между собой.
— Музыкальный материал «Озорных частушек» с первых тактов подкупает зрителя, — делится первая солистка театра им. Л. Якобсона Галина Михирёва. — Очень близка русскому человеку эта музыкальная тематика. В совокупности с хореографией Самодурова получается очень энергетичная постановка, которую всегда хорошо принимают.
На сцене сменяют друг друга двадцать танцовщиков в стилизованных костюмах. По очереди они появляются из необычных трубчатых занавесей и в современной клиповой манере рассказывают каждый свою историю. Музыка Щедрина не отличается узнаваемой протяжной мелодией народных напевов, она более энергичная, напористая, местами хлесткая и злая. Танец воздействует напрямую на чувства публики, заставляет встрепенуться и зовет за собой.
Противопоставлением первым двум выглядит третий одноактный балет — «Блестящий дивертисмент» на музыку Михаила Глинки. Премьера постановки в хореографии основателя театра Леонида Якобсона состоялась более пятидесяти лет назад. Восстановили балет на сцене театра в оригинальной хореографии всего два года назад. Действие происходит на балу времен Людовика XIV. Балерина Елена Чернова исполняет одну из главных партий в «Блестящем дивертисменте».
— Спектакль не очень длинный по продолжительности, — рассказывает Елена Чернова. — Якобсон придумал такой оммаж французскому обществу времен «короля-солнца». Дамы и кавалеры танцуют на балу, гуляют во дворцах и садах Версаля. Получился очень эффектный, элегантный, изящный балет.
Кульминацией стало финальное адажио, в котором шесть кавалеров и одна балерина поразили публику необыкновенным хореографическим решением.
XVI фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» приятно порадовал публику самыми лучшими театральными хореографическими постановками современной России.