09 / 08 / 2022

На исторической сцене Большого театра показали изнасилование нимфы

Газета «Московский комсомолец»
Павел Ященков 
9 августа 2022

В Москве завершились гастроли Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона

На Исторической сцене Большого театра Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона показал программу «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона».

«МИНОТАВР И НИМФА». ДЕНИС КЛИМУК. НУРИЯ КАРТАМЫСОВА. ФОТО АНДРЕЙ СТЕПАНОВ

«За целую свою жизнь я встретила лишь нескольких балетмейстеров-творцов, у которых был природный Божий дар к сочинительству танца. Господь Бог так скуп на балетмейстерский талант от рождения! Якобсон-хореограф был помечен Богом. Фантазия его была бездонна. И все – тут же, тотчас, без домашних заготовок, импровизируя. Почти по-моцартовски», - эти слова Майи Плисецкой из ее книги воспоминаний как нельзя точно описывают творческий метод хореографа, творчество которого относится к наиболее ярким вершинам хореографической мысли минувшего столетия, определившим пути развития российского и мирового балета в веке нынешнем.

Несмотря на востребованность у публики, лишь в конце жизни в родном городе хореографу удалось осуществить свою давнюю мечту – создать собственную труппу. Так в 1969 году возник ленинградский театр «Хореографические миниатюры».

«Якобсон был одновременно петербургским академическим хореографом и абсолютно свободным авангардным художником», -  определил талант балетмейстера Игорь Бельский, долгие годы танцевавший в его балетах.  Кристально-чистая классика, фольклор, гротеск – такова палитра, использованная хореографом как в больших работах, так и в миниатюре. Именно миниатюры стали любимым и коронным якобсоновским жанром. 

Недавняя премьера театра «Вне времени. Шедевры Леонида Якобсона» - это новое обращение артистов труппы к сочинениям мастера. Здесь в жанре миниатюры  представлены разные стороны таланта художника, о которых говорил Бельский, а - хореографа- академиста и авангардиста. В 1971 году программа была поставлена тогда еще только созданной труппой, а сейчас уже к  50-летию знаменательной даты заново восстановлена. 

Восстанавливались эти произведения не по наитию, а благодаря артистам, которые непосредственно работали с Якобсоном и смогли, став педагогами, передать уже следующему поколению танцовщиков характерные черты творчества мастера.

Ныне балетной труппой Якобсона руководит Андриан Фадеев, в прошлом один из самых блистательных премьеров Мариинского театра.

- Мне очень радостно, что наша молодёжь сегодня получает эти знания под руководством тех, на кого ставил Якобсон, - говорит «МК» худрук перед спектаклем. - Он работал со многими звездами, всегда за честь воспринимавшими его приглашения к творчеству. Якобсон ставил на Наталью Макарову, Аллу Осипенко, Михаила Барышникова, Нинель Кургапкину, Инну Зубковскую, Аскольда Макарова и многих других. Это был безусловный новатор и реформатор.

В первую часть вечера трехчастной и двухактной программы вошли номера из цикла «Классицизм — Романтизм» - пять созданных Якобсоном миниатюр, ведущих диалог с классическими балетными формами: па-де-де, па-де труа, па-де-катр (то есть танец вдвоем, втроем, вчетвером). В «Па-де-катре» на музыку Винченцо Беллини, который открывает вечер, оживает известная гравюра XIХ века, изображающая танец четырех легендарных балерин эпохи романтизма Марию Тальони, Карлотту Гризи, Люсиль Гран и Фанни Черрито в номере Жюля Перро «Па-де-катр». А завершает программу знаменитый якобсоновский номер, в котором хореограф явно опирается на традиции японского театра Бунраку. Называется он «Полет Тальони» и показывает уникальную романтическую балерину, летящую в воздухе, и поставлен на музыку Моцарта.