Театр балета им. Леонида Якобсона на гастролях в Большом
С 28 июля по 3 августа в Историческом здании Большого театра прошли долгожданные гастроли Театра балета имени Леонида Якобсона — одной из наиболее оригинальных и интересных трупп современной России.
Втечение шести насыщенных дней московская публика смогла оценить широкий репертуар коллектива: от изысканных хореографических миниатюр Якобсона, представленных в дивертисментной программе, открывшей гастроли, до трёх образцов классического наследия в интерпретациях европейских хореографов — «Дон Кихот» в постановке Йохана Кобборга, «Спящая красавица» Жана-Гийома Бара и «Лебединое озеро» в традиционной редакции Петипа–Иванова.
Театр Якобсона — феномен в отечественном балетном пространстве. Не располагая собственной сценой, труппа сохраняет постоянную репетиционную базу и регулярно выступает как в России, так и за рубежом. Такая мобильность требует предельной внутренней организованности, что сформировало в коллективе высокий уровень исполнительской дисциплины и солидарности. Именно благодаря этому Театр балета им. Якобсона остаётся полноценным конкурентом значительно более масштабным оперно-балетным институциям.
Гастроли открылись программой «Блестящий дивертисмент» — подборкой миниатюр Леонида Якобсона, в которых каждая работа становится самостоятельным высказыванием в духе пластического авангарда. Даже спустя десятилетия, эти хореографические эссе сохраняют остроту и парадоксальность: они по-прежнему звучат как вызов, актуализируя знаменитую метафору «разорвавшейся бомбы», использованную балетным критиком Джейн Росс.
30 июля на сцене Большого царил солнечный темперамент «Дон Кихота» — одного из наиболее жизнеутверждающих произведений классического балета. Версия Йохана Кобборга демонстрирует тонкое равновесие между уважением к традиции и авторской смелостью: хореограф насытил спектакль танцевальным материалом, расширил сольные партии второстепенных персонажей, усилил драматургическую энергетику.
В трактовке труппы Якобсона балет обрел камерную выразительность и характерную «испанскую» жизнерадостность. Китри в исполнении Елены Черновой предстала как грациозная, но решительная героиня; Базиль Андрея Сорокина был не только влюблён, но и музыкально тонок. Особенно эффектны сцены цыганского табора — слаженные как музыкально, так и пластически.
Симфонический оркестр под управлением Арсения Шуплякова обеспечил музыкальную точность и энергию: партитура Л. Минкуса прозвучала свежо и насыщенно, особенно в ансамблевых номерах. Дирижёр продемонстрировал чуткость к хореографическому рисунку, сохранив музыкальную самостоятельность исполнения.
31 июля зрители были перенесены в галантную эпоху Людовика XIV — постановкой «Спящей красавицы» в версии Жана-Гийома Бара. Французский хореограф создал стройную архитектуру стилей и аллюзий, в которой классическая форма обрела новые акценты. Изящная сценография и утончённые костюмы подчеркивали атмосферу стилизованного королевского театра. Образ Феи Карабос в исполнении Светланы Головкиной избежал карикатурности: Бар предложил образ внутренне мотивированной злобы, усилив философскую глубину конфликта. Принцесса Аврора (Валери Гомес де Кадис) наиболее ярко проявилась в финальном па-де-де, но и в более ранних сценах — дне рождения и в эпизоде видения — сумела объединить утончённость манер с технической стабильностью.
Оркестр под управлением Валерия Овсянникова блестяще справился с тонкой тканью партитуры Чайковского, выдержав баланс между музыкальной экспрессией и визуальной партитурой. Особенно эффектны были прологовые миниатюры фей, прозвучавшие с камерной точностью и ясностью.
Завершающей и кульминационной точкой гастролей стало «Лебединое озеро», представленное с 1 по 3 августа. Спектакль в редакции Театра Якобсона сохраняет классическую структуру Петипа–Иванова, но благодаря сценографии Вячеслава Окунева и точной работе кордебалета, постановка раскрылась как актуальное художественное высказывание о природе выбора, преданности и трагической неизбежности.
Сценической сенсацией стало появление в партии Одетты-Одиллии молодой солистки Марии Ильюшкиной — балерины, чьё исполнение отметилось не только высокой технической культурой, но и редкой пластической певучестью рук, восходящей к лучшим традициям ленинградской школы. Её работа была столь выразительна, что невольно напрашивались сравнения с признанными звёздами сцены.
Музыка Чайковского, давно превратившаяся в самостоятельный культурный символ, требует от оркестра не только дисциплины, но и тонкого чувства формы. Под управлением молодого и харизматичного Арсения Шуплякова оркестр звучал ярко и насыщенно, особенно в драматических кульминациях. В интерпретации одного из самых известных балетных дирижеров - Валерия Овсянникова прозвучала более камерная трактовка — прозрачная, тонкая, изящная, но не менее убедительная по художественному эффекту.
Отдельного внимания заслужила солирующая скрипка — Екатерина Тарасова достигла в сольных эпизодах поистине виртуозной глубины. Солирующее трио с виолончелью (Дмитрий Еремин) и арфой ( Екатерина Семион) стало примером высшего исполнительского и ансамблевого мастерства, а в сочетании с неповторимой пластикой Марии Ильюшкиной произвело на зрителей поистине неизгладимое впечатление.
Гастроли Театра балета имени Леонида Якобсона в Большом театре стали не просто очередным культурным событием, а свидетельством зрелости коллектива, его художественной целеустремлённости и способности к масштабным творческим задачам. Петербургская труппа продемонстрировала не численную мощь, а качество — в каждом элементе: от сольных партий до ансамблей, от сценографии до партитурной интерпретации.
Музыкальное сопровождение всех спектаклей под управлением Арсения Шуплякова и Валерия Овсянникова обеспечило не только точность исполнения, но и глубокое проникновение в партитуру — с акцентом на стиль, драматургию и эмоциональную динамику. Особого внимания заслуживает взаимодействие между оркестром и балетной труппой: музыкальное сопровождение не ограничивалось функцией сопровождения, а становилось полноценным участником спектакля. Этот уровень музыкально-сценического синтеза встречается нечасто даже в крупнейших театральных коллективах.
Отдельного внимания заслуживает и эффективное художественное руководство театром. Уже год, как Андриан Фадеев — один из ярчайших представителей российского балета XXI века — возглавляет одновременно балетные труппы Мариинского театра и Театра им. Л.Якобсона. Весь прошедший сезон и, особенно, эти гастроли подтвердили грамотное управленческое решение маэстро Гергиева, который сам руководит двумя крупнейшими театрами страны – Большим и Мариинским, пригласить известнейшего солиста руководить прославленной труппой.
Андриан Фадеев не только справляется с задачей руководства двумя коллективами, но делает это с заметным успехом. Его художественное чутьё, стратегическая дальновидность, способность выстраивать ансамблевую работу внутри коллектива и по-петербуржски интеллигентный, но в то же время волевой стиль руководства, оказались решающими факторами в несомненном художественном успехе труппы. Лучшим критерием здесь может служить любовь зрителей- спектакли театра балета всегда проходят при полном аншлаге, на них практически невозможно достать билеты, они раскупаются моментально.
Эти гастроли подтвердили репутацию Театра балета имени Леонида Якобсона как зрелого, самостоятельного художественного организма, способного сочетать уважение к традиции с живой театральной мыслью, музыкальной чуткостью и высочайшим исполнительским уровнем.
Екатерина Корсакова