04 / 08 / 2025

Театр балета Якобсона представил творческий подвиг - постановку "Брух. Сюита"

"Брух. Сюита" - новинка петербургского Театра балета Леонида Якобсона. Ее выпустил хореограф из Екатеринбурга Игорь Булыцын, для которого эта работа стала первым выходом в большой балетный "свет".

Предоставлено Театром Леонида Якобсона

Петербургская труппа, не имеющая собственной сцены, но обладающая своим почерком и неповторимым лицом, в последнее десятилетие стремится вернуться к истокам. Кредо Леонида Якобсона, возглавившего первую в СССР балетную труппу, не входящую в огромный механизм оперного театра, заключалось в создании уникального репертуара. С тех пор, как во главе коллектива встал Андриан Фадеев, он, не отрекаясь от классики и реставрации хореографии Якобсона, последовательно занимается созданием новых постановок.

Игорь Булыцын, выбранный для сотрудничества, хорошо известен в балетном мире как танцовщик. Он один из немногих артистов региональных театров (представляет "Урал Опера Балет"), который выиграл персональную "Золотую маску" - за Меркуцио в "Ромео и Джульетте" Вячеслава Самодурова. При этом довольно давно Булыцын начал пробовать себя как хореограф - сначала постановкой номеров для устроенной в театре "Dance-платформе", позже - придумывая пластику в оперных спектаклях, работая ассистентом хореографов при постановке новых балетов, участвуя в молодежных лабораториях фестивалей Дианы Вишневой в Петербурге, а также Воронеже и Екатеринбурге, в молодежной программе Большого театра. Путь к собственным постановкам у 34-летнего Булыцына оказался не таким стремительным, как у его ровесников, в российском балете сегодня смело вышедших на первый план. В последние годы он наконец выпустил несколько одноактных спектаклей, не одинаково ровных по качеству, но неизменно бескомпромиссных по задачам, поставленным хореографом перед собой. И будь то вошедшая в репертуар "Урал Балета" "Танцеметрия", выпускной спектакль Башкирского хореографического колледжа, или балетик для открытой сцены Парка Маяковского в Екатеринбурге - поиски себя уже не заслоняли узнаваемый почерк, пусть не всегда четкий.

Для своего петербургского дебюта Булыцын остановился на музыке Макса Бруха, собрав одноактный балет из двух его сочинений - "Сюиты для оркестра на русские народные мелодии" и сюиты "Шведские танцы". Выбор этого патетичного немца, собравшего на излете романтизма его выдохнувшиеся остатки, выглядел неожиданным. Но именно новые отношения с музыкой и стали сюжетом нового балета. Любовной гармонии он предпочел даже не агон, к которому приучили хладные сдержанные неоклассики, а настоящую битву, страстность которой оказалась рифмой звуковой пастозности Бруха (премьера, как и весь вечер, идет под фонограмму - у театра нет собственного оркестра). Союзником хореографа здесь выступила художник Альона Пикалова. Она использовала сочетание всего двух цветов: на желтом заднике с движущейся светодиодной полосой особенно выразительно прорисованы тела, запаянные в серые трико-скафандры с желтой полосой. Эта униформа отличается лишь разной интенсивностью цвета у четырех танцовщиц и трех танцовщиков, занятых в спектакле.

Такой же выразительной, но лапидарной оказывается и хореография. Сначала она обманывает глаз своей монохромностью, предсказуемостью, будто играет в поддавки, предлагая найти цитаты из хрестоматийных форсайтов-килианов. Но когда из плотного коврового узора начинают вычленяться сначала мужские, потом прекраснейшие женские соло, дуэт, трио, обнаруживаешь язык знакомый, но "стихи" слагающий необычные, создающий новые ритмы и новые воздушные потоки. Соединяющий патетику академизма с уличным простодушием. От этого и артистам в его эклектике и стилистической контрастности не всегда комфортно. Тем не менее, они поймали ту атакующую вкрадчивость, по которой можно узнать любую постановку Булыцына, и уже во втором спектакле не столько боролись с хореографией, сколько торжествовали свою свободу в ней.

"Брух. Сюита" стал отлично найденной точкой сцепления полного идей молодого постановщика и амбициозной, способной на творческие подвиги труппы, явно уставшей ютиться в тени петербургских балетных гигантов. К своему 60-летию, которое будет отмечаться в следующем году, Театр балета Якобсона идет, сохраняя заложенные отцом-основателем традиции.

 

 

Ссылка на оригинал