16 / 09 / 2019

Восторг от «Дон Кихота» в Дармштадте

Echo
Клаус Трапп

16 сентября 2019

Без легендарной борьбы с ветряными мельницами Санкт-Петербургский Театр балета им. Леонида Якобсона со спектаклем «Дон Кихот» создал на большой сцене Гессенского государственного театра атмосферу успешного вечера.

ДАРМШТАДТ — Театр балета им. Леонида Якобсона из Санкт-Петербурга со своей постановкой «Дон Кихота», которая прошла в пятницу и субботу в Большом зале Государственного театра в Дармштадте по приглашению Государственного балета Гессена, напомнил о периоде расцвета русского балета. Датский хореограф Йохан Кобборг в своей первой работе с петербургской труппой «оживил» оригинальную версию Мариуса Петипа, не посягая на ее основы.

На этот раз это не на рыцаря «печального образа», чьи мысли спутаны чтением старинных рыцарских романов, а на самого поэта Мигеля де Сервантеса в прологе снисходит вдохновение продолжить свое ироническое повествование в окружении множества книг. И Дон Кихот (Сергей Давыдов) — не активный герой, а увлеченный наблюдатель мира фантазии и воображения, и лишь в нем он машет своим бутафорским копьем. Именно поэтому в этой версии нет легендарной битвы с ветряными мельницами. Юмор отдан оруженосцу Санчо Пансе (Марсель Казыханов), который оказывается непоседливым и вездесущим спутником своего господина.

Музыка Людвига Минкуса, родившегося в Вене в 1826 году, над которой Петипа добросовестно поработал, звучит в Дармштадте довольно громко и недвусмысленно, через динамики. Но чувствуется, как в этой партитуре композиционно продиктован буквально каждый балетный шаг. И малыми средствами здесь создаются такие романтические танцевальные формы, как вальс, мазурка или полька, приправленные испанским колоритом. Основные впечатления связаны с совершенным танцевальным искусством, которое дарит эта балетная труппа. Солисты, в числе которых много победителей международных конкурсов, поражают блестящим исполнением танцевального текста, в первую очередь — влюбленная пара Китри (София Матюшенская) и Базиль (Андрей Сорокин), которые нашли друг друга после нескольких постановок «Дон Кихота». И малейшее, элегантное движение идеально гармонирует с музыкой. Многочисленный кордебалет все время виртуозно перевоплощается, выступая во всё новых и новых ролях, от сельских жителей до цветочниц, цыган и гостей на свадебной вечеринке.

Знаменитая сцена сна Дон Кихота, когда юные дриады одурачивают рыцаря воображаемой встречей с Дульсиней, решена невероятно красиво. При этом удается достичь потрясающей согласованности движений. Тут как и прежде, на протяжении всего спектакля — на рыночной площади, в таверне или у ночного костра — поражали воображение красочные, оригинальные костюмы, а также любовно и со вкусом придуманные декорации, разработанные французским театральным художником Жеромом Капланом.

Всюду в спектакле ощущается сильное ностальгическое влияние, приверженность традиции, выходящей далеко за пределы 19-го века и все же остающейся живой.