Быль, ставшая сказкой

Театр балета им. Леонида Якобсона обновил сценографию и костюмы классического спектакля «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.

История про заколдованную принцессу Одетту, борьбу тьмы и света, про любовь, которая может приносить как жестокое разочарование, так и победоносное окрыление, требует особой «картинки», которая отвечала бы задаче создания на сценической площадке волшебной атмосферы. В случае совпадения сказочного (во всех смыслах) визуального ряда с гениальной музыкой Петра Ильича Чайковского и безупречной техникой танцовщиков успех «Лебединому» обычно обеспечен, а впечатление от балета останется неизгладимым, запоминающимся, если не на всю жизнь, то надолго.

Музыка Чайковского, 175-летие которого мы нынче отмечаем, хореография Иванова и Петипа, как и высокий исполнительский уровень артистов Театра им. Якобсона явились в этом уравнении успеха заведомо известными данными. Но и долго сомневаться в том, что художник Вячеслав Окунев справится с поставленной перед ним задачей, тоже не пришлось. Явленные нынешним летом на сцене Александринского театра и на Новой сцене Мариинского театра новые костюмы и сценография спектакля, давно вошедшего в репертуар прославленной труппы Театра им. Якобсона, подарили зрителям утонченное очарование самого изящного из театральных искусств. У тех, кто давно неравнодушен к балету, многоплановые романтические декорации обновленного «Лебединого озера» вызвали ностальгические воспоминания о лучших постановках этого шедевра, осуществленных в веке прошлом. Те же, кто впервые в жизни видел русский балет (лето традиционно привлекает на спектакли Театра им. Якобсона зарубежных туристов), навсегда остались очарованы увиденным.

В первой картине первого акта зрителя подготавливает к последующему драматическому развитию событий перспектива долины, открывающаяся из парка, где друзья поздравляют принца с днем рождения. Лишь на первый взгляд долина кажется солнечной: вдали сгущается зловещая дымка, надвигающаяся на безмятежный пейзаж. Вторая картина – ночной берег озера, на котором возвышается царственная готическая руина. Световая партитура (художник по свету Максим Греллер) доподлинно воспроизводит холодное сияние лунного света на густых кронах деревьев, скалах, зеркальной поверхности озера и четких линиях руины…

Акт второй переносит зрителя на бал в готической зале замка матери Зигфрида. Стрельчатые своды и проемы до момента явления Ротбарта с Одиллией залиты здесь теплым золотистым светом, близким по колориту к свету от горящего очага. Появление представителей тьмы словно подергивает этот семейный огонь пеплом: «картинка» становится серовато-приглушенной.

Третий акт вновь возвращает публику на берег озера, где всех ждет счастливый финал, подтвержденный удивительно нежным рассветом.

Романтическим традициям соответствуют и костюмы, которые при всей их пышности и богатстве декора удивительно технологичны, что бесспорно доказывает свобода танцевальных движений исполнителей. Подарок Театра им. Якобсона к 120-летию «прописки» балета «Лебединое озеро» в северной столице удался – обновленный спектакль уже занял достойное место в городском репертуаре.

Екатерина Омецинская

Ссылка на оригинал