Дом танца пробуждает «Спящую красавицу»

Показанная в Лионе версия балета Мариуса Петипа, хореографом которой является знаменитый Жан-Гийом Бар, полна жизни.

В этом лесу не заснет ни одна красавица. Версия балета Петипа, показанная в Лионе в ходе гастрольного тура по Франции, посвященного 200-летию хореографа, рожденного в Марселе и ставшего легендой в Санкт-Петербурге, создана в лучших традициях сказок Перро. На «Спящую» обратил внимание этуаль Гранд-Опера Жан-Гийом Бар, ранее поставивший для парижской труппы балет «Источник» («La Source»). А художественный руководитель Санкт-Петербургского Театра балета имени Леонида Якобсона, бывший премьер Мариинского театра, заказал Бару постановку «Спящей красавицы» именно потому, что увидел «Источник» и проникся его текучестью.

«Якобсон был петербургским Морисом Бежаром. Спустя годы после его смерти, Фадеев снова привёл труппу к успеху, создав несколько масштабных классических постановок, демонстрирующихся на сценах различных театров, в том числе на прославленной сцене Мариинки», —объясняет Жан-Гийом Бар, поставивший свою «Спящую красавицу» осенью 2016 года. «Я хотел остаться в рамках традиции, но при этом создать камерную постановку, подходящую для труппы, состоящей из 50 артистов». Небольшая массовка, двенадцать вместо двадцати четырех артистов в вальсе, но в итоге постановка полностью удовлетворяет небольшим размерам сцены Дома танца в Лионе.

Жан-Гийом Бар хотел с помощью хореографии выделить историю, сделать ее более живой, более выразительной. В этом сила его постановки. Карабос безумно красива. Это история о несчастной любви? В любом случае, это история о том, как Злая фея обиделась на Короля и отомстила ему, когда родилась принцесса Аврора. Прекрасная в черно-розовом одеянии Ангелина Григорьева обладает невероятным шармом и драматическим талантом. Она царит на сцене на протяжении всего первого акта, в то время как воздушная Светлана Свинко, исполняющая партию Феи Сирени, пытается ее усмирить.

«Работа над темпами»

Мне хотелось бы поработать и над темпами, поставить музыку в зависимость от танца. Советская эпоха сильно утяжелила классические балеты: музыку сильно растянули. Вариации потеряли свое благородство. Посмотрите, как Светлана Захарова показывает трусы в розовом адажио: сочетание нелепости и неверности стилю», — утверждает Жан-Гийом Бар.

Такой простой «Спящей красавицей», с живописными декорациями, лесом и искусно выписанной решеткой, легко очаровать зрителя.

Алла Бочарова в роли Авроры ломает традиции. Она живая и счастливая в первом акте, пожалуй, слишком трагична во втором и действительно восхитительна в третьем. Ее принц Дезире (Сорокин) прекрасно двигается. Вариации Фей, которые Бар бережно сохранил в первом акте, а также танцы Белой кошечки, Красной Шапочки и Золушки в третьем, куда-то исчезли. Каталабют (Андрей Гудыма) следует предложениям Бара от и до с поразительной увлечённостью: это один из тех характерных артистов, которые сейчас остались только в Лондоне и России.

Эта простая «Спящая красавица», с живописными декорациями, лесом и искусно выписанной решеткой, очаровывает зрителя. У артистов очень хорошая школа и прекрасный уровень. Из-за купюр это уже не тот «балет всех балетов», праздник танца, каким его задумывал Петипа. Но, конечно, хорошо, что такая постановка существует и демонстрируется во Франции. Хоть этого и мало для города, считающегося одной из столиц танца, и для того, чтобы отпраздновать двухсотлетний юбилей Петипа. Ведь публика, среди которой, мы надеемся, в основном знатоки балета, этого ждет: билеты на все шесть спектаклей, обозначенных в афише, полностью проданы.