02 / 02 / 2016

Потрясающая Жизель Аллы Бочаровой

Балет Якобсона из Санкт-Петербурга, почти неизвестный во Франции, наглядно демонстрирует все плюсы и минусы великой русской балетной труппы, исполняющей классический репертуар.

Вообразите киномана, который не пропускает ни одного вновь выходящего на экраны фильма, но отказывается, когда представляется такая возможность, вновь открыть для себя старую, «культовую» ленту, уж ставшую частью истории кинематографа. Или любителя музыки, который охотно слушает Булеза, Берио, Шенберга или Дюсапена, но полностью игнорирует Моцарта, Бетховена или Берлиоза.
 

Балетная труппа из Санкт-Петербурга

Нечто похожее произошло в Лионе. Две трети из 11 125 обладателей абонементов на спектакли театра Мезон де ла данс не удостоили вниманием «Жизель», шедевр французского романтического балета, впервые поставленный в 1841 г. в Парижской опере. Около 8 300 лионских зрителей отказались от знакомства с этой жемчужиной классического танца в исполнении российской трупы Театра балета имени Л. Якобсона, приехавшей из Санкт-Петербурга.

Большая часть постоянных посетителей Мезон де ла данс отказалась от визита в театр и именно поэтому восемь вечеров подряд зал был заполнен совсем другой публикой. Между тем, театр балета имени Л. Якобсона – одна из четырех ведущих балетных трупп бывшей имперской столицы.
 

Невежество и обособление

На этом примере хорошо видны противоречия, раздирающие сегодня французскую публику. Любители современной хореографии, которым адресована большая часть программы Мезон де ла данс и Лионского биеннале стали настолько же обособленными, как и те, кто выбирает классический балет. Как приверженцы классики всегда выступали против любых нововведений, так поклонники современной хореографии стали считать нафталином любой балет, который не принадлежит живому автору, и отправлять в отставку, если не на свалку, два с лишним века истории танца.

Новое – это незабытое старое

Этот прискорбный раскол среди любителей балета – закономерный результат многолетней политики французских властей, которой руководители театров безоговорочно следуют. Кроме того он отражает французскую привычку сосредотачиваться на одном единственном направлении, течении или учении, категорически отбрасывая все остальные. Однако в сфере искусства прошлое никогда не уходит бесследно, а всегда сочетается с настоящим, складываясь в единую историю, непрерывно развивающуюся от школы к школе, несмотря на все существующие противоречия.

Конечно, в 1970-80х гг. было совершенно необходимо встряхнуть французский танец и побороть его консерватизм, что и сделало молодое поколение балетмейстеров. Но не отбрасывать же все унаследованное богатство целиком, словно раньше во Франции и вовсе не существовало хореографии!

С помощью «Жизели» Мезон де ла данс, разумеется, завоевал себе нового зрителя, который никогда раньше не приобретал театральные абонементы. Но также очень ярко продемонстрировал степень раскола и взаимного неприятия между различными группировками сегодняшней французской публики.
 

Балет Якобсона

Знаменитая в России труппа театра балета имени Л. Якобсона почти неизвестна во Франции. В её составе 85 танцовщиков. Основана она была хореографом и балетмейстером Леонидом Якобсоном в 1969 в тогдашнем Ленинграде. Заручившись необходимой поддержкой местных властей, Якобсон стремился пополнить принятый в СССР гиперакадемический репертуар элементами неоклассической школы. В условиях засилья академизма и консерватизма, такое развитие должно было происходить очень постепенно, избегая открытого столкновения с советской закостенелостью форм. Так, верхом вольнодумства и модернизма стало в те годы появление на сцене танцовщиков с голым торсом, а не в классическом балетном костюме.

Чтобы оценить бездонность разрыва между СССР и развитыми странами (который сохраняется сегодня между Россией и Западом), нужно понимать, что еще в момент открытия Санкт-Петербургом неоклассического балета эта эстетика казалась для американского авангарда давно отжившей, так что молодые хореографы в Европе (в частности, во Франции) воспринимали ее в дальнейшем как доисторическую диковинку.

Артисты Театра балета имени Л. Якобсона (по большей части, воспитанники прославленного Вагановского училища, как и танцовщики Мариинского – бывшего Кировского – театра), обладают всеми достоинствами великих русских трупп: технической виртуозностью, лиризмом, изяществом, бравурностью мужских партий. Увы, разделяют они и общий недостаток – принадлежность к блестящей, но безнадежно устаревшей школе.
 

Действие первое: комизм

Так и с «Жизелью». Балет-пантомима в двух действиях был поставлен Жаном Коралли в разгар романтизма на музыку Адольфа Адама по либретто Ж.-А. Вернуа де Сен-Жоржа и Т. Готье. В Россию «Жизель» попала в обработке Жюля Перро, помощника Коралли (и затем была возобновлена в редакции Мариуса Петипа). Балет построен на контрасте между изяществом и лиризмом второго акта– так называемого «белого» (состоящего практически только из женских партий) – и комической жестикуляцией первого.

Сыгранная со всем подобающим гротеском, вызывающая в памяти экспрессионистическую чрезмерность немого кино, эта пантомима – то есть, набор жестовых и мимических средств для пояснения действия – в русской постановке выглядит невыносимо перегруженной. Создается впечатление, будто русские танцовщики не желают отдавать себе отчет в смысле исполняемых движений, или, по крайней мере, в их значимости для понимания сюжета.
 

Действие второе: чувственность

Во втором, «белом», акте, где на сцену выходят виллисы – невесты, умершие до свадьбы – безраздельно властвует танец. В этой части русские танцовщицы кордебалета проявляют все свои способности, блестящую подготовку и изысканный стиль. Среди пронизанного грустью пейзажа им удается воплотить всю эфемерность, всю поэтичность романтического искусства.

Среди них появляется и призрак Жизели, которая к началу второго действия становится одной из виллис. Алла Бочарова исполняет свою роль с несравненным изяществом; нежность, простота и потрясающая одухотворенность придают ее танцу подлинное совершенство. Благодаря ей одной сцена великолепна. И лучшей Жизели лионцам не повидать.

Рафаэль де Губернатис

Ссылка на оригинал