Хореографический коллектив, отмеченный самыми престижными театральными премиями России «Золотая маска» и «Золотой софит», покажет в Минске спектакли «Спящая красавица» и «Жизель» - одни из самых красочных постановок театра.
Уникальный авторский театр балета был основан в 1966 году. Он получил имя выдающегося балетмейстера ХХ века Леонида Якобсона и стал первым в России театром балета, существующим отдельно от оперной труппы. Продолжатель и последователь реформатора балета Михаила Фокина, Якобсон всегда шел «против течения». В молодости он отрицал классический танец, в зрелости стал инициатором возвращения в балетный театр танцевальной пластики, расширив ее стилевые и жанровые возможности. Леонид Якобсон — яркий хореограф-импровизатор, постоянно искавший новые выразительные средства и формы. Обладая неистощимой творческой фантазией и оригинальностью пластического мышления, он был выдающимся мастером миниатюры. Сюжетную основу для балетных номеров хореограф мог черпать откуда угодно: мифологические герои, персонажи классических и современных литературных произведений, реальные исторические лица…
«Жизель»
Фантастический балет в 2-х актах.
Музыка А. Адана.
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа.
Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Теофиля Готье, Жана Коралли.
Дирижер - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко.
В сопровождении государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь.
Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут.
Спектакль идет с одним антрактом.
Премьера романтического балета «Жизель» впервые состоялась в 1841 году на сцене Парижской оперы. Легенда о вилисах – девушках, не переживших измену возлюбленных и умерших до свадьбы, а затем превратившихся в дев-духов, мстительных и безжалостных, была опоэтизирована Генрихом Гейне.
С легкой руки либреттистов Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Теофиля Готье эта легенда легла в основу балета на музыку Адольфа Адана, созданного хореографами Жаном Коралли и Жюлем Перро. Премьера «Жизели» имела ошеломляющий успех. Ею тотчас заинтересовались все ведущие балетные сцены Европы. С тех пор и по сей день этот балет не сходит с мировой балетной сцены.
В чем же секрет неослабевающего интереса к «Жизели»? Как удалось творению эпохи балетного романтизма пережить два столетия и перешагнуть в XXI век, оставаясь неизменно популярным?
Быть может, дело в глубине и силе любви главного автора «Жизели» хореографа Жюля Перро к его обожаемой жене и лучшей ученице – Карлотте Гризи, для которой он и сочинил этот балет? Быть может, именно поэтому «Жизель» – плод пламенного таланта и вдохновения Перро – наделена магической силой воздействия, не угасающей со временем? На петербургской сцене «Жизель» сохраняется в редакции Мариуса Петипа, первого балетмейстера Императорского Мариинского театра во второй половине XIX века. В этой же редакции спектакль идет и в Театре балета имени Якобсона.
«Спящая красавица»
Балет в 3-х актах.
Музыка П.И.Чайковского.
Либретто Ивана Всеволожского, Мариуса Петипа и Жана-Гийома Бара.
Хореография Мариуса Петипа и Жана-Гийома Бара.
Дирижер заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко.
В сопровождении государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь.
Продолжительность спектакля 3 часа 00 минут.
Спектакль идет с двумя антрактами.
Балет «Спящая красавица» стал первым опытом сотрудничества Театра балета имени Леонида Якобсона с известным французским хореографом, педагогом и танцовщиком Парижской Оперы Жаном-Гийомом Баром. Премьера классического балета Мариуса Петипа в постановке известного французского хореографа состоялась 29 и 30 октября 2016 года и это был поистине ошеломляющий успех! Столько красочной и сказочной постановки зрители Санкт-Петербурга еще не видели.
«Спящая красавица» была поставлена в Санкт-Петербурге в 1890 году. И уже тогда этот шедевр хореографического искусства оказался неразрывно связан с Францией. Прежде всего благодаря оригинальной хореографии знаменитого Мариуса Петипа, который взял за основу сказку Шарля Перро и создал балет в стиле Людовика XIV, отсылающий зрителя к золотому веку классического танца и погружая в атмосферу Версаля.
Однако за годы, прошедшие с момента первой постановки, балет претерпел значительные изменения. Изменились ожидания публики, техника исполнителей и физическая форма артистов. Именно поэтому главной целью постановки, предлагаемой сегодня Театром балета имени Леонида Якобсона, стало желание «возродить» шедевр прошлого, сделать его интересным для современной публики.
Хореограф стремился не превратить балет в синтетическое искусство, уйти от сосредоточенности на виртуозности, атлетичности, не дать танцу стать акробатикой. Балет для Жана-Гийома Бара – это история, рассказанная танцем. Классическая хореография, которая в сочетании с музыкой, имеет собственную динамику, экспрессивность и способность нести идею. Инструментом для этого создана, например, партия феи Карабос, которая из мимической (как в постановке 1890 года) превратилась в танцующую.
Сюрпризом для зрителей стал «предпролог», который объяснил причину ненависти Феи Карабос и пролил свет на многие события, рассказанные Перро и Петипа.