«Сила страсти» - русский балет Якобсона взволновал «Дармштадтиум»

ДАРМШТАДТ – Вся история классического русского балета развернулась на глазах множества восхищенных зрителей, которые посетили «Дармштадтиум» в Великий четверг. Балет Якобсона из Санкт-Петербурга начал вечер в трех частях под названием «Сила страсти» с демонстрации строгих танцевальных форм царской эпохи и провел через постановки создателя труппы, Леонида Якобсона, к освежающе современной версии «оркестровой репетиции» молодого хореографа Константина Кейхеля.

Гран па из балета «Пахита», который Мариус Петипа поставил на музыку Людвига Минкуса в 1881 году, по-прежнему выглядит ярким примером прекрасной хореографической работы, особенно в идеальном исполнении кордебалета в составе двенадцати балерин. Балерины в пачках пастельных тонов торжественно шествуют, тщательно выполняя шаги в полной синхронности друг с другом. Солистки прекрасно и тонко исполняют вариации, а прима-балерина Светлана Свинко со своим партнером Степаном Деминым демонстрируют особенно виртуозные и выразительные эскапады.

Причиной того, что основатель этого театра, Леонид Якобсон (1904-1975 гг.) в Советском Союзе столкнулся с целым рядом сложностей, было не только то, что он был евреем, но и то, что идеи, которые он привнес в свои хореографические миниатюры, казались руководство страны неприемлемыми. Ведь наряду с положенным на музыку Беллини великолепным, с оттенком классики па-де-катром переплетающихся друг с другом сильфид, и стремительным секстетом трех ищущих друг друга пар на музыку знаменитого «Анданте» из концерта для фортепиано № 467, есть в нем и необычные танцевальные сцены: Полет колдуньи «Бабы Яги» верхом на метле под музыку Мусоргского производит впечатление чего-то среднего между комедией и ужасом, «Венский вальс», перекликающийся с «Кавалером Розы» Рихарда Штрауса, вовлекает пару в непристойный спор, а «Деревенский Дон Жуан» переводит легендарного дамского угодника в фольклорный антураж.

«Репетиция» Константина Кейхеля - красочное, юмористическое шоу, которое, наконец-то, полностью абстрагируется от классических образцов для подражания. Действо, начинающееся по хлопку огромной хлопушки, напоминает о турбулентном множестве, «крестным отцом» которого должен был бы стать Федерико Феллини. Дирижер (Андрей Гудыма) напрасно старается привести хаотичный оркестр в соответствие с симфоническими звукам Йозефа Гайдна. И в буффонадных вставках между танцующими мастерами и музыкантами все это блестяще и гармонично схореографировано. Шквал аплодисментов и выкриков «Браво!» - все это было полностью заслужено труппой.

Клаус Трапп