Десятилетия в Лионе не было ни одного балета классического репертуара. Даже прописанный в Опере, которая когда-то была домом для величайших классических хореографов, Национальный балет Лиона, спустя тридцать лет стал одной из лучших трупп мира, исполняющей современный балет. Что касается Дома Танца, созданного в 1981 году во время великой волны Нового французского танца, он всегда оставался домом для разнообразных хореографических стилей, за исключением крупных романтических или академических танцевальных полотен.
Став главой Дома Танцев, Доминик Эрвью решила нарушить этот негласный запрет, для того, чтобы разочарованная публика, смогла открыть для себя великие балеты, которые являются частью наследия и которым так жадно внимают зрители во всем мире. Для того, чтобы разрушить искусственно созданную стену между классическим и современным танцем, и, наконец, показать аудитории всю скрытую от них часть истории танца.
Презрение, злоба, враждебность
В 1970-1980 годах во Франции, в тот момент, когда появились самые выдающиеся современные хореографы, начиная с Каролин Карлсон на сцене Дворца Гарнье, мир классического балета, бесконечно консервативный и не всегда вежливый, чувствуя, что он находится под угрозой исчезновения, смотрел на этих злоумышленников с таким презрением, злобой и враждебностью, что разрыв между двумя вселенными, классической и современной, тогда оказался неизбежным. Но сегодня, когда классический мир в значительной степени отказался от своих предрассудков, творения Мерса Каннингема, Пины Бауш, Дугласа Данна, Триши Браун, Доминика Багуета и Жерома Бель стали частью репертуара Парижской Оперы. Сегодня великие академические институты почти повсеместно модернизировались, часто в ущерб классическому танцу, который утратил свое былое величие даже на самых великих сценах. Сегодня именно модерн и вся его аудитория отвергают классический танец с презрением столь же неоправданным, как и то, которое было направлено когда-то в адрес современного танца.
Художественный тоталитаризм
Итак, в этой стране, где не знают чувства меры, где мы чувствуем, что обязаны принадлежать к тому или другому лагерю, мы бросаемся из одной крайности в другую: классицизм и неоклассицизм, усталые, обескровленные, но вездесущие вплоть до начала 1980-х годов, уступили место современному танцу, который сейчас монополизирует сцену, несмотря на то, что энергия, которая была в самом начале, иссякла, и качество постановок современных хореографов резко упало. Одним словом, во многих театрах стало невозможным ставить в репертуар балет или другую постановку, не связанную с современностью. Преследуемые ранее сторонники современного танца часто становятся диктаторами, презирающими прошлое, и сторонниками нового академизма, когда худшие из них устанавливают своего рода художественный тоталитаризм, чтобы занять место получше, навязать свои идеи и уничтожить то, что не подчиняется им.
Классический балет на каждый сезон
Однако в течение пяти лет Дом танца, который несомненно продолжает защищать современных творцов в то время, когда необходимо действовать, смог изменить свое направление и добавить в программу каждого сезона классический, романтический или академический балет. Ранее это были «Тщетная предосторожность» (создан в 1789 году) в исполнении труппы дю Капитоль из Тулузы, «Жизель» (создан в 1841 году) и «Лебединое озеро» (создан в 1893 году), исполненный труппой из Перми. Сегодня это «Спящая красавица» (создан в 1890 году). В ближайшие сезоны Национальной балетной труппой Испании будет представлен балет «Дон Кихот», а затем «Щелкунчик» труппы Якобсона.
«После «Тщетной предосторожности», в версии, первоначально поставленной шведом Иво Крамером в 1989 году для труппы Нанта, мы начали цикл классических постановок, с продаж в 400 билетов на каждый из спектаклей -- прокомментировала Доминик Эрвье. Сегодня, чтобы удовлетворить спрос на «Спящую красавицу», семи вечеров и более чем 7000 мест было недостаточно: мы могли бы заполнить еще два или три зала».
Труппы высокого полета
Кроме Мариинского театра Санкт-Петербурга, переименованного в Кировский во времена большевиков, или Большого театра Москвы, чьи труппы в любом случае недоступны для сцен среднего размера и ограниченных бюджетов, есть другие действительно выдающиеся российские труппы, такие как Пермский театр, Новосибирский театр или труппа имени Якобсона в Санкт-Петербурге. Это труппы высокого полета, идеальные представители русской школы с лиричностью, блестящей техникой, имеют в своем арсенале классических от головы до ног танцоров, которые работают в чистом академическом духе.
«Спящая красавица»
Так труппа имени Якобсона в Санкт-Петербурге, которая носит имя его основателя, Леонида Якобсона (1904-1975), оказалась в Лионе с постановкой «Спящей красавицы». Особенно талантлива исполнительница роли феи Карабос, злая и слишком красивая Ангелина Григорьева. Исключительная актерская игра Андрея Гудымы в роли Каталабюта. Все солисты и труппа, где каждый исполняет свою роль, отличаются качественным исполнением и абсолютной синхронностью. Для этой «Спящей красавицы» нынешний директор труппы имени Якобсона Адриан Фадеев, бывший солист Мариинского театра, весьма амбициозный руководитель, попросил Жан-Гийома Бара освежить историческую хореографию Мариуса Петипа. Бар, этуаль Парижской оперы, справился с этим заданием настолько технично и элегантно, что это вызывает уважение. Не разрушая волшебство сказки, волшебство балета, театральность персонажей, он ставит более простую версию «Спящей красавицы», укорачивая партитуру, но не теряя при этом ничего лишнего, выделяя пантомиму и уменьшая длину переходов. Костюмы иногда роскошные, иногда немного кричащие, иногда, к сожалению, немного безвкусные для нас сегодня; монументальная решетка парка , выполненная с совершенством и элегантностью в стиле французского 18-го века; великолепные декорации, нарисованные на холсте, которые расширяют пространство и демонстрируют необычную архитектуру дворца мечты, в стиле работ русских декораторов, работавших в императорских дворцах Царского Села, Павловска или Петергофа; элегантность повсюду и неизменное ощущение театра; и, конечно же, хореография, замечательно исполненная труппой, без сомнения воспитанной в школе императорских балетов, теперь называемой Вагановской: эта постановка «Спящей красавицы», исполняемая примерно пятьюдесятью артистами, полными жизненной силы, стоит отметить, является беспрецедентным удовольствием... Даже в Доме танца, который только что принял труппы Элвина Эйли и американского «современного танца» и вскоре предложит своим зрителям «постмодернистский» спектакль Триши Браун, талантливо восстановленный Национальным театром Лиона.
Рафаэль де Губернатис