ХНТ (Хорватский национальный театр) ЗАГРЕБ: Гастроли балета им. Леонида Якобсона из Санкт-Петербурга
В честь празднования 50-летия сотрудничества и побратимства Загреб получил новый приятный подарок от Санкт-Петербурга. Помимо величественной выставки о Екатерине Великой из российского города в Загреб приехал балет: ценители классики 7 и 8 июня в ХНТ (Хорватском народном театре) могли наслаждаться представлениями Академического театра балета им. Леонида Якобсона. До этого времени гастроли петербургских театров (как этой, так и других трупп) ограничивались лишь одним представлением в рамках концертов. В этот раз были представлены два полномасштабных балетных представления по каноническим произведениям классического балета – «Дон Кихот» Людвига Минкуса и «Жизель» Адольфа Адама. Оба произведения много лет пользуются большим успехом в репертуарах загребских театров, так что зрители были исполнены большими надеждами, учитывая традиции русской балетной школы, на почве которой и появился балет Людвига Минкуса в 1869 году, в то время как харизматичная «Жизель», один из балетов раннего романтизма, появился в Париже в 1841 года и быстро стал частью мировой и русской балетной школы.
ОРИГИНАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
Петербургский ансамбль исполняет потрясающую и всеми любимую «Жизель» в оригинальной хореографической версии Жана Коралли, Жюля Перро и Мариуса Петипа – в той, которая составлялась под тогдашнюю приму-балерину Карлотту Гризи, рождённую в Истре, в итальянской семье. В написании либретто по легенде Генриха Гейне участвовал и писатель Теофиль Готье. Никто из любителей классики и по сей день не может остаться равнодушным к истории о сельской девушке, которая из-за болезни не может танцевать, но делает это вопреки всему и умирает, обманутая любовью, продолжая свою загробную жизнь как вилиса. Заглавный образ сложен и в драматическом, и в хореографическом аспекте, его исполнение требует блестящей сценической подготовки в двух абсолютно различных действиях. Таким его представила молодая балерина Алла Бочарова вместе с ансамблем, воспитанным в традициях лучшей русской балетной школы, которая в этом балете опирается на женский сегмент почти парящего, эфирного духа в мире потусторонних сил. Отлично солировали Анна Скворцова (Мирта – королева вилис) и двое её партнёров: Андрей Сорокин (неверный юноша) и Андрей Гудыма (главный отрицательный герой). Оба были отличными протагонистами в «Дон Кихоте», полностью противоположном «Жизель», который своим оптимизмом и бравурным духом вызвал, пожалуй, даже немного большее воодушевление публики.
Балет Минкуса не обладает таким музыкальным разнообразием, как романтизм Адама, но уже сам рассказ Сервантеса о рыцаре печального облика в хореографии Джона Кобборга по Мариусу Петипа, изложенный по-петербургски, наполнен живостью и грандиозен.
СТАРИННЫЕ КОСТЮМЫ
«Дон Кихот», в первую очередь, не балетная, но драматическая история о герое, которого ведут по жизни собственные нереализованные представления о любви и который помогает одной молодой паре осуществить свою романтическую историю. Заражающее веселье этого яркого и удалого ансамблевого представления поддерживается темпераментным танцем невероятной Китри (София Матюшенская) и Базилио (А. Сорокин), наряду с тореадором в исполнении А. Гудымы и Мерседес Елены Черновой. Достойную интерпретацию заглавного образа дал Артём Пыхачёв, в роли комического Санчо Пансы, в остроумном сопровождении деревянного коня Росинанта, был Леонид Храпунский. Костюмы балета нарядные, старинные, прекрасные, уровень хореографии поразительно высок с технической точки зрения и отличается дисциплинированностью, а наслаждение наших любителей балета как никогда велико.
Ягода Мартинчевич