Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший балетный спектакль» (2023)
Танцевальное воплощение «Озорных частушек» на сцене Мариинского театра впервые появилось в середине 1960-х: на музыку недавно написанного Родионом Щедриным концерта для оркестра хореограф Леонид Якобсон сочинил миниатюру «Малявинские бабы». В декабре 2022 года специально к фестивалю в честь 90-летия композитора Театр балета, сегодня носящий имя Леонида Якобсона, подготовил новое хореографическое прочтение этой музыки. Автор спектакля – Вячеслав Самодуров. В прошлом премьер балетной труппы Мариинского театра, а ныне один из самых успешных и востребованных российских хореографов.
В интерпретации музыки Щедрина ключевыми для него стали не фольклорные интонации, которыми насыщена партитура «Озорных частушек», а фактура этого сочинения. Родион Щедрин называет свой концерт «по существу токкатой», то есть виртуозной пьесой в быстром движении и четком ритме, идеальной для демонстрации технических возможностей исполнителей. Ее музыкальная ткань складывается из множества мотивов, в которых возможность сольно «высказаться» получает едва ли не каждый оркестрант. Головоломку такого многоголосья и перекличку многих инструментов Самодуров виртуозно отражает в хореографической композиции. Он придумал, как в череде быстро сменяющихся музыкальных тем найти простор для танцев как солистов, так и кордебалета. «Получился балеталлегро без единого замедления, – говорит хореограф. – Главное у Щедрина – юмор, энергия, напор, и танцовщики их схватили». Танцевальный драйв новой постановки поддерживают дерзкие цветовые контрасты в костюмах и оформлении сцены, выполненном Анастасией Нефёдовой.