Андрей Сорокин: «В будущем свяжу свою жизнь и с педагогикой, и хореографией»
Солист Театра балета имени Леонида Якобсона — о получении диплома бакалавра, экзаменах и планах на будущее.
— На днях вы стали бакалавром по специальности «Педагогика балета». Какие эмоции испытали, получив диплом?
— В момент получения диплома я не слишком волновался. Гораздо больше эмоций принес день, когда я защитил выпускную квалификационную работу. Тогда я по-настоящему осознал, что все усилия были не напрасны, и теперь я бакалавр.
— Почему выбрали это направление?
— Мне интересна педагогика. При том, что я планирую выступать еще долго, уже есть желание передавать свой опыт другим артистам. Я часто обдумываю то или иное движение — как оно устроено, как его проработать и улучшить. Но педагогом без диплома стать нельзя.
— И сколько «весит» такой диплом?
—Я сдал все государственные испытания: по характерному танцу, по историко-бытовому, классическому. А право на педагогическую деятельность мы защищали по каждому предмету перед солидной аттестационной комиссией. Первые курсовые работы я сдавал онлайн, а защита диплома проходила в конференц-зале. У каждого студента было 10-12 минут, чтобы раскрыть тему и доказать, что твоя работа интересна и полезна. Мы волновались, но члены комиссии были настроены доброжелательно.
— Что было самым сложным в обучении?
— Сложнее всего было совмещать учебу с работой. Я плотно занят в театре, так что в Академии появлялся нечасто. Проблемой было сдать зимнюю сессию, поскольку обычно в это время Театр Якобсона на гастролях. Приходилось пропускать, а потом закрывать долги. Но спасибо и нашему театру, и Академии за то, что они с пониманием относились к моим проблемам.
— Вы связываете свое будущее с полученной специальностью?
— Трудно сказать. Пока я делюсь своими балетными наработками с исполнителями бальных танцев. Но помимо педагогики меня привлекает работа хореографа-постановщика. У меня был опыт постановки номеров в так называемых ворк-шопах — творческих лабораториях. Поэтому вижу себя и в этой роли. Вячеслав Самодуров, художественный руководитель Екатеринбургского театра, когда я там работал, сказал мне: «Если ты хорошо ставишь, будешь востребован и без диплома. Но заниматься педагогикой без диплома не получится, даже если ты прирожденный педагог». Надеюсь в будущем связать свою жизнь и с педагогикой, и с хореографией.
— Вам важен опыт педагогов нашего театра?
— Они дают мне очень много. К счастью, наш художественный руководитель Андриан Гуриевич Фадеев привлекает в театр талантливых педагогов, которые в прошлом — а кто-то и в настоящем — были высококлассными артистами. Они не только хорошо танцуют, но и доходчиво объясняют. Каждый привносит в занятие с артистом что-то свое: кто-то советует больше работать над выразительностью, либо над техникой или содержательностью жестов и поз. Кто-то призывает добавить в каждый элемент энергии, экспрессии. Я стараюсь учиться у каждого и принимаю этот опыт как подарок.
— Что вас вдохновляет в вашей профессии?
— Самое главное - момент выхода на сцену. Когда в силу обстоятельств приходится выступать перед заполненным лишь на четверть залом, потом особенно ценишь полный зал. Это совсем другой уровень обмена энергией и отдачи. Если получается «прожить» спектакль на пике эмоций— это потрясающее чувство. Меня вдохновляют эта творческая свобода и возможность полностью раскрыть на сцене свой творческий потенциал.
— Кто из артистов балета может служить для вас примером?
— Есть много выдающихся артистов, и каждого из них выделяет какое-то одно или комплекс дарований. Кто-то пленяет своей энергетикой, кто-то хорошо вращается, кто-то более артистичен, кто-то завоевывает симпатии за счет внешних данных. Могу назвать тех, за чьим творчеством больше всего следил. Прежде всего, Рональдо Сарабия, я поклонник всех его работ за последние 10 лет. Это невероятно академичный, «чистый» артист с потрясающим вращением. Считаю замечательными артистами таких исполнителей, как Карлос Акоста, Михаил Барышников, Леонид Сарафанов, Денис Матвиенко, Ким Кимин, Адамжан Бахтияр. От каждого мастера стараюсь что-то перенять.
— Насколько вас как артиста затронула ситуация с пандемией?
—Думаю, всех артистов это коснулось раньше, чем представителей многих других профессий, поскольку мы одни из первых попали под ограничения. Конечно, огорчил перенос гастролей в Большом театре из-за ухудшения эпидемиологической ситуации. Хочется, чтобы коронавирус, наконец, отступил, а мы все вернулись к привычному ритму жизни, чтобы театр мог выезжать на регулярные гастроли и, наконец, состоялась премьера балета «Онегин» в постановке Джона Крэнко. Это важное культурное событие для нашего театра и для всего Петербурга. Потрясающий балет, который мы не смогли пока выпустить из-за пандемии.
Еще считаю важным сказать, что мы все очень благодарны руководству театра и лично Андриану Гуриевичу Фадееву: они поддержали артистов в сложной ситуации не только финансово, но и возможностью иметь тренировки и репетиции. Мы чувствуем себя защищенными, потому что администрация в эти трудные времена продолжает заботиться о труппе. Немногие театры с таким трепетным вниманием относятся к своим артистам. Я знаю много примеров, когда именитые европейские и американские театры распускали свои коллективы. Нас такая участь не постигла, за это еще раз спасибо.
— Кто много работает, должен качественно отдыхать. Говорят, вы строите загородный дом …
— Нет, мы просто недавно купили дачу, которая тоже требует приложения некоторых сил. Особенно участок: надо вырубить лишние деревья, привести ландшафт в порядок. Участвую в процессе, когда есть свободное время, но его не так уж много. На прошлой неделе, например, выкорчевал на участке пень. Увлекательное занятие.
— Как провели недельный отпуск?
— Совмещал полезные дела с отдыхом. Рядом с дачей есть озеро, и я несколько раз в день ходил плавать.
— Куда первым делом планируете отправиться, когда вирус отступит?
— На море. Точного места не назову, но на сто процентов - это будет море, солнце, пляж. Ближе к делу определимся. Мы с супругой открыли для себя Испанию и Португалию. Италия тоже очень нравится.