Татьяна Квасова: «Молодцы, ребятки!»
Заслуженная артистка России Татьяна Квасова - блестящая балерина, ведущая солистка первого «золотого» состава труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона, а ныне известный балетный педагог, репетирует с артистами нашего театра премьеру спектакля «Вне времени. Шедевры Леонида Якобсона».
Татьяна Алексеевна, в Вагановском училище вашими наставницами были выдающиеся балерины Иордан и Балабина - прямые ученицы Вагановой, слывшей адептом классического танца. Как изменились жанровые приоритеты, когда вы стали солисткой труппы Якобсона?
Они не столько изменились, сколько усовершенствовались, стали шире. В творческом арсенале Якобсона было столько разных тем – и классика, и характерные танцы, и жанровые миниатюры. Расширение профессионального кругозора – огромное удовольствие для любой артистки балета. Вагановская школа дала хорошую классическую основу, а на такой фундамент можно положить любую хореографию. Когда модерн танцует артист, владеющий основами классического танца, и мышцы у него нарощены грамотно, модерновая пластика смотрится красиво, интеллигентно, профессионально.
Конечно, у Якобсона мы столкнулись с новыми творческими вызовами и поначалу немножко капризничали: не понимали, почему это, например, надо вставать на полупальцы. В цикле «Роден» я танцевала «Вечную весну», и поначалу образ давался очень тяжело. Но с Якобсоном особенно не забалуешь, и когда мы посмеивались над новыми для нас приемами, он нас осаждал: «Смеется тот, кто смеется последним». И уже спустя полгода мы осознали, какое это сумасшедшее приобретение, и понимали постановщика с полутакта.
Жизнь показала, что именно театр Якобсона с его многообразием пластических языков по-настоящему раскрыл вашу творческую индивидуальность. Что вам дали годы работы с Мастером?
Мы работали с ним всего пять лет, но они определили всю дальнейшую творческую жизнь. На этом репертуаре, на приобретенном опыте мы держались потом все двадцать с лишним сценических лет. Когда приходишь в академический театр, тебе предстоит танцевать репертуар, который до тебя уже исполняли, быть может, в десять раз лучше. А в авторском театре Якобсона делалась ставка на меня, на мою индивидуальность, на мое мироощущение, на мои ноги, руки, тело. Это счастье для балерины – столкнуться с хореографом, который на тебя сочиняет и дает шанс раскрыть все твои возможности. Что только я ни станцевала: «Контрасты» Стравинского, «Клоп», «Венский вальс», «Снегурочку», Мертвую царевну, цикл «Роден»… Был у меня и абсолютный шедевр – Pas de deux на музыку Моцарта, очень трудный.
Это ведь была ваша первая работа с Якобсоном, и именно его вы сейчас репетируете с артистами нашего театра?
Да, я очень благодарна Андриану Фадееву за такую возможность. Наконец я работаю с очень хорошими артистами, которые, я уверена, справятся с этим номером.
Похож ли сегодняшний репетиционный процесс на то, чему вас подвергал Якобсон?
Якобсон сочинял, а мы лишь пытаемся перенести его сочинения со своего тела на тела новых исполнителей. Самой не верится, что уже полвека прошло с тех пор, как мы танцевали это Pas de deux. И мои артисты изумляются: как вы это все помните, ведь там такая сумасшедшая координация?.. Но это все так прочно в нас сидит, - даже не в голове, а в теле, - что включаешь музыку, а руки и ноги сами идут в этой хореографии!
- Сегодня вы передаете свое мастерство студентам и говорите, что современная молодежь – сложная и что у них трудно завоевать доверие. А с молодыми артистами, которые призваны следовать традициям школы Якобсона, вам легче найти общий язык?
Я получаю от этой работы огромное удовольствие. Ведь это уже не студенты, а крепкие состоявшиеся артисты, ведущие солисты, имеющие опыт работы в классическом репертуаре. А настоящий артист – он жаден до творчества, ему все мало. Ведь и Соня Матюшенская, и Андрей Сорокин танцуют все – и «Лебединое озеро», и «Дон Кихот», и «Щелкунчик», но они с такой жадностью постигают эту новую хореографию! Им очень трудно, но когда получается – они по-настоящему купаются в материале, понимая, что для них это новое приобретение, другая краска и новая рамка, где они себя иначе могут показать. Работать с ними – радость, поскольку ни одно замечание мимо них не проходит, все буквально впитывают. Молодцы, ребятки!
Беседовала Татьяна ПОЗНЯК