Театр балета им. Л. Якобсона представил программу «Шедевры русского балета» к 110-летию со дня рождения Леонида Якобсона
В марте Театр балета имени Леонида Якобсона представил в Петербурге уникальную программу «Шедевры русского балета». Это бережно восстановленные знаменитые постановки великого хореографа: балеты «Спартак» и «Свадебный кортеж», хореографические миниатюры из циклов «Роден» и «Классицизм-Романтизм» и жанровые зарисовки.
Хореографические миниатюры «Вечная весна», Поцелуй», «Вечный идол» (из цикла «Роден»), «Pas de quatre» и «Вестрис» (из цикла «Классицизм-Романтизм»), одноактный балет «Свадебный кортеж» и жанровые зарисовки «Баба-Яга», «Полишинель», «Кумушки», «Деревенский Дон Жуан» и Вечный вальс» были показаны 6 марта на сцене Эрмитажного театра.
Балет «Спартак» был показан 9 марта на сцене Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Программа «Шедевры русского балета» была приурочена к 110-летию со дня рождения выдающегося хореографа ХХ века Леонида Вениаминовича Якобсона. Театр, с гордостью носящий его имя, посвятил эти юбилейные спектакли памяти мастера.
«Спартак» - один из самых известных балетов Леонида Якобсона, поставленный на музыку Арама Хачатуряна в 1956 году для сцены Кировского (Мариинского) театра. По задумке хореографа, «Спартак» нарушал все привычные традиции: либретто пришлось пересмотреть, музыку сократить. Впервые в истории театра балет о восстании рабов был построен на основе так называемой «свободной пластики тела». Балетмейстер отказался от пуантов и академических канонов классического танца, одев исполнителей в античные туники и обув в сандалии, с неукротимой эмоциональностью и фантазией сочинил необычайно образную хореографию, навеянную рисунками этрусских ваз и композициями римских барельефов.
«Сцены из римской жизни», как определил жанр балета сам Якобсон, сменяют одна другую с кинематографической быстротой. Бои гладиаторов, шествия легионеров, пиры и оргии римской знати, праздники плебса и восстания рабов сливаются в единое театрально-живописное полотно жизни античного Рима. Нежное адажио Фригии и Спартака, страстный диалог Эгины и Гармодия... Впечатляющее хореографическое представление в сочетании с высочайшим уровнем исполнения завораживает.
Бережно восстановив лучшие страницы спектакля, «Театр балета имени Леонида Якобсона» предлагает современному зрителю свою версию «Спартака»: музыка Арама Хачатуряна, либретто Николая Волкова, хореография Леонида Якобсона, сценография Семена Пастуха, костюмы Галины Соловьевой.
«Роден» – хореографические миниатюры, вдохновленные искусством скульптора Огюста Родена, созданные Якобсоном в разные годы и позднее объединенные в единую композицию — визитная карточка театра.
Миниатюры Якобсона, в которых словно оживают произведения французского скульптора-импрессиониста, – это свободный, поэтически вдохновенный гимн любви, от робко зарождающегося чувства до полуденного зноя жарких объятий и неистовой страсти.
Роден совершил переворот в пластике, выступив против «салонной» скульптуры, идеализирующей изображаемый предмет. Его искания привели к созданию нового изобразительного языка. Спустя полвека Леонид Якобсон, в свою очередь, произвел революцию в хореографии и создал новый язык танца.
«Роденовский цикл» — одно из самых поэтических сочинений хореографа, совершенный образец движения и поразительного умения Якобсона не только слышать и чувствовать, но и «видеть» музыку.
Сюжет и хореография одноактного балета Якобсона «Свадебный кортеж» навеяны ранними произведениями Марка Шагала «витебского периода» творчества художника.
Под аккомпанемент оркестрика вьется «змейкой» свадебный кортеж: перед нами знаковые персонажи витебской еврейской общины. Печальна невеста: девушку посватали в богатый дом, разлучив с любимым. Потрясен случившимся несчастный жених. Он страдает, просит, умоляет не разлучать его со своей возлюбленной. Но куражатся над ним родители чванливого богатого жениха, и ничем не могут помочь родители невесты. Движется своей дорогой свадебный кортеж. В отчаянии горько плачет одинокий, обездоленный юноша.
«Свадебный кортеж» — емкое, стильное и лаконичное произведение трагедийного звучания, поднимающее тему социального неравенства и неравного брака. Танцевальная лексика каждого персонажа индивидуальна, пластика эмоциональна, а рисунок насыщен мини-диалогами, монологами, «хором» и временами выполнен в стилистике кино: воображаемая камера «выхватывает» то одних, то других «крупным планом», в то время как остальные то оживают, то замирают в «стоп-кадре», то существуют шумной и разноголосой «массовкой».
Жанровые зарисовки Якобсона критики часто сравнивали с поэтическими сборниками: они наполнены самыми разными настроениями, образами и стилями.
Свои первые жанровые миниатюры Якобсон начал ставить для себя, еще во время учебы на последнем курсе Вагановского училища (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) в 1925 году, затем — для солистов Кировского и Большого театров.
«Русский цикл» миниатюр в хореографии Якобсона начинался с постановки программы «Хореографические миниатюры» (давшей изначальное название труппе Леонида Якобсона) в Кировском (Мариинском) театре в 1959 году, и с последующей экранизации — фильма-балета, снятого на Ленинградской студии телевидения в 1960 году.
Острохарактерные сценки «Русских миниатюр» начинались с триптиха, в который изначально входили «Тройка», «Баба-Яга» и «Снегурочка». Затем хореограф добавил два номера на музыку Стравинского: «Мертвая царевна» и «Жар-птица».
Уже после смерти Якобсона хореограф Аскольд Макаров добавил в это отделение еще две миниатюры: «Русский сувенир» и «Деревенский Дон Жуан». Сегодня в программу входят миниатюры, поставленные в разные годы. Каждая — красочна и импульсивна, все вместе — эмоциональный каскад уникальных визуальных образов, потрясающих воображение.
Цикл «Класссицизм-Романтизм» намного опередил свое время, а возник «от противного»: недоброжелатели обвиняли Якобсона в том, что он якобы не владеет классической школой, он же гениально доказал обратное.
Скандально известный новатор, Якобсон упрямо боролся со штампами, решительно отвергал скучный эстетизм. Его классика — это сложносочиненное движение, несущее мощную смысловую нагрузку, кропотливая техника, сравнимая с плетением кружева, и виртуозные балетные трюки.
В каждой из канонических форм — вариация, дуэт, Pas de deux, Pas de trois, Pas de quatre — хореограф оживил музыку и танец, превратив каждую миниатюру в полноценный драматический спектакль.
Хореография Якобсона здесь становится символом гармонии романтизма, освобождая человеческую мысль от всего бренного, бытового, сиюминутного, и словно позволяя ей свободно воспарить в небеса.