28 / 06 / 2024

Дни танца: Светлана Захарова о том, что впервые покажут в «Сириусе»

Сегодня начинаются «Дни танца в „Сириусе“». Этот проект уже не первый год проходит на федеральной территории, и каждый раз его создатели стараются удивить местную публику. Художественный руководитель фестиваля, как она сама его называет, Светлана Захарова рассказала, что будет в этот раз. Поговорили с примой-балериной Большого театра о легендах, совпадениях и шедеврах.

Классика и современность

Каждый новый сезон проекта не должен быть похожим на предыдущий, поэтому, безусловно, программа изменилась. Все, что в ней собрано, отражает разные грани нашей балетной концепции: синтез классики и современности. В новом году — новые театры, новые труппы. Бесконечно рада, что приедет Мариинский театр с двумя одноактными балетами. Ставим «В ночи» на музыку Фридерика Шопена и бессюжетный Concerto DSCH по партитуре Дмитрия Шостаковича. Обе постановки хороши, и у труппы Мариинки колоссальный опыт работы с ними.

Пермский театр оперы и балета привезет постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта — живых классиков хореографии, оказавших определяющее влияние на мировой современный балет.

Впервые на сцене «Сириуса» мы поставим трехактного «Дон Кихота» — его премьера несколько лет назад стала громким событием для балетного Петербурга. В нем сохранены лучшие фрагменты оригинального хореографического текста Мариуса Петипа, но есть и свежесть подхода к классике. «Дон Кихот» — один из самых знаменитых спектаклей классического репертуара Театра балета имени Леонида Якобсона, выдающегося русского хореографа XX столетия.
К творчеству Якобсона — современника Баланчина — у меня особенное отношение. Он был безгранично талантлив, упрям и несговорчив в своем видении танца. Его излюбленные миниатюры, вызывавшие в свое время головную боль у критиков, стали нашим балетным наследием. Обращаясь к хореографической миниатюре, он развивал танец, свободный от канонов. Это было очень смело для его эпохи и времени. 

Я бы назвала «Дни танца в „Сириусе“» не проектом, а фестивалем. Ведь именно балетный фестиваль собирает в одном месте бесконечно обаятельных артистов с мировыми именами, привозит постановки, которые редко встретишь на афишах разных городов. Только так, соединяя темпераменты, стили, направления, мы можем передать зрителю настоящую энергию балетного танца. 
 
Легенда балета и пластический театр

В этом году в программу попал одноактный The Second Detail — «Вторая деталь». Никогда раньше на сцене «Сириуса» не ставился Уильям Форсайт. Даже больше скажу: сегодня увидеть его можно разве что в Пермском театре оперы и балета. Форсайт — ни много ни мало живая легенда и человек, творческая биография которого обычному определению упрямо не поддается.

Можно бесконечно говорить о том, что в его постановках особая лексика и что он настоящий художник, реформатор, который совершенствует то, что осталось нам от Петипа и Баланчина. «Вторая деталь» — попытка Форсайта взглянуть на академический балет под непривычным углом. Только он может так работать с традицией и так изящно ее «разрушать». Но я бы предпочла один раз увидеть Форсайта, чем сто раз о нем прочитать. Ни одно описание не передаст той зрелищности, которая происходит в его постановках.

Но первым пунктом современной программы будет не Форсайт, а Иржи Килиан. Его работы — настоящий пластический театр. Нуреев когда-то сказал о нем: «Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения». Поэтому не менее громкая и выразительная вещь, которую мы поставим на «Днях танца», это «Свадебка» Стравинского.

Говорят, что со времени появления этого балета новых шедевров, кардинально изменивших ландшафт современной хореографии, так и не появилось. Не берусь утверждать, что это так, но очень хочется согласиться. Во-первых, Килиан видит Стравинского насквозь: его интерпретация классической партитуры композитора считается одной из самых успешных в мире. Во-вторых, в «Свадебке» даже партия кордебалета по сложности не уступает солистам. Все это делает постановку яркой, живой, ритуально-магической.

Лекции и творческие встречи 

Программе лекций проекта мне всегда хочется уделить особое внимание. В прошлом году были познавательные и бесконечно интересные встречи с преподавателем истории балета МГАХ Алексеем Исайчевым. В этом году эксперт приедет снова. В качестве спикеров приглашены мастера, чьи имена уже давно стали частью балетного медийного пространства.

Вообще, жанр живых встреч нам так нравится за то, что он идеально встраивается в нашу фестивальную афишу. У нас уже утверждены творческие встречи с художественным руководителем Пермского балета Алексеем Мирошниченко, художественным руководителем Театра балета имени Якобсона Андрианом Фадеевым. Им есть что рассказать: это будут не просто разговоры о том, как устроен балет. Мы хотим рассказать о самых главных вещах, благодаря которым постановка — классическая или современная — получает жизнь.

Перед стартом «Дней танца в „Сириусе“» я тоже проведу творческую встречу с нашими зрителями. Мне очень важно услышать их мнение, получить обратную связь, понять, что им нравится и что хочется увидеть на сцене «Сириуса» в будущем. Ведь именно исходя из вкусов, настроений, предпочтений зрителей мы формируем творческую программу проекта. Поэтому я с удовольствием отвечу на все вопросы.

Кстати, так совпало, что творческая встреча состоится перед первым концертом Мариинки, в которой я начинала свою карьеру. Это, конечно, случайность, я даже сама не сразу поняла, как так получилось. Но случайность весьма удачная, если посмотреть. Мариинский театр — место, где сформировалась отечественная оперная и балетная культура, и он мне особенно дорог. Так же, как и Большой.

Поэтому то, что после нашей беседы зрители продолжат вечер в партере Концертного зала, наверное, даже хорошо. Потому что балетный театр, о котором мы будем очень много говорить, лучше всегда смотреть вживую. Его волшебство не передать никакими словами.

 

Ссылка на оригинал