16 / 09 / 2019

Великолепный «Дон Кихот»

Frankfurter Allgemeine Zeitung
16 сентября 2019

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Леонида Якобсона в Дармштадте

Регион Рейна и Майна и, прежде всего, Франкфурт-на-Майне, это оплот современности: легенда должна оставаться легендой. Это особенно отражается на театре: в этой области вряд ли можно часто увидеть классический балет, за исключением довольно сомнительных «импортных товаров», наспех смонтированных в концертных залах. Неудивительно, что на этот раз на спектакль было приглашено множество учащихся местных балетных школ. Государственный балет Гессена, главный балетмейстер которого, Тим Плегге, предпочитает интерпретировать повествовательные танцевальные пьесы на новый лад и в духе современности, два сезона назад попытался устранить образовательный пробел в регионе за счет гастрольных спектаклей. В то время на сцене театра впервые выступил Театр балет имени Леонида Якобсона из Санкт-Петербурга, Россия, со «Щелкунчиком». И вновь на сцене Государственного театра Дармштадта можно было увидеть еще один классический шедевр, многие фрагменты из которого изучаются в программе балетных училищ: «Дон Кихот» Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.

Петербургская труппа обратилась к датчанину Йохану Кобборгу с просьбой создать свою версию классического спектакля. В версии Кобборга история происходит в «умной» голове и фолиантах г-на Сервантеса. Он и заканчивает спектакль, закрывая написанную книгу. Костюмы блестящи. Взгляд дочери трактирщика Китри (София Матюшенская) искрится юмором, а в живописных декорациях испанской деревушки и цыганского табора то там, то сям зрители обнаруживают небольшие «фишки», изящные и остроумные придумки хореографа и художника. То, что Гамаш (Тасман Дэвидс), за которого должна выйти замуж Китри вместо своего любимого Базиля (Андрей Сорокин), не старик, а молодой щеголь-аристократ с дурацкими привычками, усиливает удовольствие. В целом, интерпретация Кобборга длится почти три часа с двумя перерывами, она короче и увлекательнее оригинала, «белый акт» сна Дон Кихота сияет ярко-зеленым, будто бесплотный Амур в исполнении Ольги Михайловой восхитительно проницателен. Купировано сражение с ветряными мельницами.

К сожалению, оркестр тоже исчез: гастрольный спектакль, который Государственный балет смог организовать благодаря спонсору из Дармштадта и российской культурной программе «Русские сезоны», на этот раз пришлось показать без сопровождения оркестра. Жаль, потому что великолепной живой музыки Людвига Минкуса, явно не хватает для того, чтобы в полной мере придать блеск этому вечеру прекрасных танцев. Однако с тем фактом, что великие произведения классического балета должны быть не менее «известными», чем Девятая симфония Бетховена или «Кармен», не поспоришь. Даже в самом современном мире.