07 / 02 / 2024

Вячеслав Самодуров: «Я приветствую любой эксперимент»

Восьмого февраля Театр балета имени Леонида Якобсона представит новую работу Вячеслава Самодурова «598 тактов» (16+). Зрители также увидят его композицию «Озорные частушки» (6+) и цикл миниатюр «Роден» (6+). Накануне премьеры «Петербургский дневник» встретился с известным хореографом.

 

Вячеслав Владимирович, расскажите о своем новом спектакле с таким необычным названием – «598 тактов».

 

> Для меня всегда главное в танце – музыка, поэтому название балету я дал, отталкиваясь от партитуры Карла Филиппа Эммануила Баха. На его музыку я наткнулся случайно. И почувствовал, что она, несмотря на некую суетность, очень человеческая, приземленная. Мне это понравилось. И поскольку для меня музыка барокко – это некое безостановочное движение, в котором всегда есть ощущение полета, мне просто захотелось посчитать количество тактов. Их оказалось ровно 598.

 

Понимаю, что балет надо смотреть. Но все-таки можно сказать, о чем он?

 

> Вы знаете, искусство балета – это то, что ты не можешь выразить словами. А если для этого есть слова, то можно просто почитать книгу, зачем тогда смотреть танец? Мой балет про те ощущения, к которым сложно подобрать правильные значения. Про то, как человек движется от себя к другому и наоборот, про телесность.

 

Труппа, с которой вы готовили балет, разделяет ваши убеждения?

 

> Это уже моя вторая работа в театре, где я поставил «Озорные частушки» Родиона Щедрина (балет удостоен «Золотого софита». – Ред.). И если первый раз нам требовалось время, чтобы начать говорить на одном языке, то сейчас мы хорошо понимаем друг друга. Я могу ставить артистам любые задачи – пластические, психологические, технические. Они открыты к эксперименту, легко протягивают линию от классики к современному танцу. Мне вообще нравится работать в этом театре. Андриан (Фадеев, директор – художественный руководитель Театра балета имени Леонида Якобсона. – Ред.) молодчина, я вижу его заинтересованность в работе. Он создает для человека, который работает с его труппой, просто тепличные условия: много репетиционного времени, хорошая логистика. И атмосфера у нас на репетициях царит по-настоящему творческая.

 

В одном показе будут объединены такие разные работы: «Озорные частушки» и «598 тактов». Предпочитаете работать на контрасте?

 

> П о м и м о э т о г о б у д е т еще и «Роден» Леонида Якобсона, выдающегося хореографа, который во многом опередил свое время. Мне ближе именно это сочетание. Что касается «Частушек» и «598 тактов», то это действительно две контрастные истории, нечто диаметрально противоположное. Получилось что-то вроде инь и ян.

 

Совсем недавно вы ушли с поста худрука балетной труппы театра «Урал Опера Балет». Чем было вызвано такое решение?

 

> Пришло время сконцентрироваться на самом себе и больше внимания уделить хореографии. Я почувствовал необходимость свободы. Потому что это очень сложно – руководить труппой и одновременно ставить спектакли. После премьеры в Петербурге я поеду в Москву, в Большой театр, где буду репетировать трехактный балет по шекспировской «Буре» на новую музыку Юрия Красавина. Это очень большая работа, которую я на самом деле уже начал в октябре. Премьера назначена на июль. А вообще мой график расписан на два года вперед.