«Озорные частушки» Родиона Щедрина

Первый концерт для оркестра — «Озорные частушки» — был написан Родионом Щедриным в 1963 году. К этому времени молодой композитор уже являлся автором балета «Конёк-Горбунок» (1956) и оперы «Не только любовь» (1961), нескольких камерных сочинений и музыки к фильмам, но именно это произведение принесло ему поистине всемирную известность.

Впервые «Частушки» были исполнены в Варшаве в сентябре 1963 года Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Геннадия Рождественского, в ноябре 1963-го они прозвучали в исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина.

Но уже весной 1967 года «Озорные частушки» услышали и за океаном. В Нью-Йорке сразу два оркестра соревновались за право представить их американскую премьеру: Артур Фидлер на несколько недель опередил Леонарда Бернстайна, обстоятельно готовившегося к исполнению новой русской музыки в Нью-Йоркской Филармонии. Бернстайн, по-видимому, узнавший о «Частушках» от Джорджа Баланчина, был совершенно очарован этой музыкой и даже заказал композитору ещё один концерт для оркестра: в январе 1968 году он продирижировал «Звонами» Щедрина в Нью-Йорке.

С тех пор появилось множество знаменитых интерпретаций «Озорных частушек» — Евгения Светланова, Мариса Янсонса, Михаила Плетнёва, Валерия Гергиева… Каждый находит в «Озорных частушках» своё, но если американцы часто подчёркивают джазовый вайб этой музыки, русские сразу же слышат знакомую народную манеру.

Родион Щедрин не раз обращался к частушкам: познакомившись с этим ярким жанром во время фольклорных экспедиций, он нашёл для них место и в Первом фортепианном концерте (1954), и в своей первой опере (1961). Однако именно в его Первом концерте для оркестра частушки проявили себя во всей полноте: многие критики отмечали, что за озорным содержанием забывается академическая форма произведения. Музыковед Леонид Гаккель писал: «Форме “Озорных частушек” трудно дать чёткое определение. Словно бы есть “зачин”, вступление, за которым следует “спор” солирующих голосов (контрабас, флейта-пикколо, валторна); есть что-то вроде “главной темы”; в середине пьесы происходит вторжение медных инструментов (явные “мужские” частушки), есть и “побочная тема”, и кульминация, и почти экстатическая концовка, но всё это подчинено законам частушечного жанра, где главное – внезапное смещение смысла и парность высказываний».

Почти сразу «Озорные частушки» стали любимым материалом для хореографов. В 1965 году фрагмент этой партитуры лёг в основу миниатюры Леонида Якобсона «Озорные бабы» («Малявинские бабы»). В 1969 году концерт Щедрина вдохновил советскую пару фигуристов Людмилу Пахомову и Александра Горшкова на создание уникальной программы, завоевавшей сердца зрителей всего мира: русские частушки подсказали многие художественные и технические решения нового стиля фигурного катания.

В том же 1969 году «Озорные частушки» в постановке Игоря Уксусникова появились в репертуаре Ленинградского камерного балета. Балеты на музыку «Частушек» Щедрина появлялись в Минске (хореография Алексея Андреева и Нины Стуколкиной, 1971) и Воронеже (хореография Геннадия Малхасянца, 1974), везде становясь настоящим хитом. Но, пожалуй, наибольшую известность получил одноимённый фильм-балет 1970 года, хореографом-постановщиком которого выступила Наталья Рыженко. Знаменитые артисты Большого театра Людмила Власова, Нина Сорокина, Галина Козлова, Татьяна Попко, Юрий Владимиров, Александр Богатырёв и Вячеслав Гордеев соревновались в удали и залихватстве, сочетая присядку и народные «дроби» с классическими пируэтами и прыжками. Так же, как классическая музыкальная форма у Щедрина избавляется от своей весомости, «серьёзные» балетные движения в этом спектакле обретают новый, озорной облик, а виртуозность оркестровой игры влечёт за собой безостановочное состязание танцовщиков в мастерстве.

Сегодня Вячеслав Самодуров подхватывает весёлый задор щедринской музыки и продолжает игру, начатую почти шестьдесят лет назад: в новом балете, созданном им для Театра имени Леонида Якобсона, прозвучат подряд две авторские версии концерта — для фортепиано и для оркестра. «Озорные частушки» вновь отправляются покорять мир!